2013

Дзэн

Сидела заполняла документы от руки. Пишешь - то тут черточка не под тем самым идеальным углом, то геометрия у иероглифа не та. Она всегда не та, а уж когда раз в пятилетку от руки пишешь что-то более вдумчивое, чем почтовый адрес. Страшно подумать, что с людьми делает Востфак. Туда и так сознательно не идут те, кому хочется жить легко и бездумно. Потому что учиться годами с утра до ночи - это не для любителей праздного образа жизни. Так что туда идут люди уже склонные к сдвигам в сознании и жаждущие познать восточные мудрости и смысл жизни.

Сидишь потом на первом курсе, а сэнсей тебя носом тыкает: "Фи, как безобразно вы иероглиф написали! Как вам не стыдно?! А ну-ка быстро перепишите в прописи сто раз, чтобы было красиво,  бил ключом дзэн и вообще. И вон те сто штук тоже не забудьте". Ведь это не "какая-то закорючка" и "да какая вообще разница", а путь кисти, каллиграфия, искусство. Иероглифы должны быть если не идеальными, то почти идеальными. Пока пять лет отучишься, тебя так затюкают необходимостью гнаться за этим достижимым ли вообще идеальным. И так во всем.

Рада за тех, кто склонности к мозгоедству и перфекционизму изначально не имел, авторитетов себе не создавал, и кто так и остался толерантен к видению жизни нашими сенсеями. Им теперь гораздо проще живется. Хотя да, вся жизнь - она в мелочах. Гораздо легче чувствовать себя счастливым, когда умеешь эти мелочи замечать и радоваться самому незначительному, тому, что есть уже здесь и сейчас. Даже если оно не твое. А что вообще в жизни твое? Обладание вещами - это некоторая иллюзия:) Сегодня у тебя Феррари, а завтра - рак. А ты так и не увидел, как цветет сакура. Да что там сакура? Одуванчики тоже цветут. А ты каждое утро идешь на работу и топчешь эти сорняки ногами, ругая грязные дороги. Радоваться нематериальному и любить созерцать - этому Востфак опосредованно учит очень хорошо. Но вот зацикленность на собственной кривожопости и короткорукости... Инь и Ян неразделимы.
Tags:
Спасибо за статью, очень хорошо написано! Согласна полностью. Очень немногие могут выдержать затюкивание идеальным. Даже, каким бы ты толерантным не был, вынести это очень тяжело. У меня есть примеры, когда японцы (люди, рожденные в восточной культуре) не выдерживали и выбирали для себя путь "радоваться нематериальному и любить созерцать", уходили с работы. И еще ... наблюдая за японцами-коллегами, не могу однозначно сказать, где заканчивается гнобление из стремления к идеальному, а где начинается "изнасилование" садистское. Подчас я чувствую, что преобладает второе (((
Зато потом можно Сэй Сэнагон читать в подлиннике. Уверена, текст совсем по-другому воспринимается, если иероглифами (а не буквами), не говоря уже о языке.
И Мисиму.
кстати, а сами японцы как относятся к этим двум писателям?
Для нас они и олицетворяют саму Японию...