2013

Дзэн

Сидела заполняла документы от руки. Пишешь - то тут черточка не под тем самым идеальным углом, то геометрия у иероглифа не та. Она всегда не та, а уж когда раз в пятилетку от руки пишешь что-то более вдумчивое, чем почтовый адрес. Страшно подумать, что с людьми делает Востфак. Туда и так сознательно не идут те, кому хочется жить легко и бездумно. Потому что учиться годами с утра до ночи - это не для любителей праздного образа жизни. Так что туда идут люди уже склонные к сдвигам в сознании и жаждущие познать восточные мудрости и смысл жизни.

Сидишь потом на первом курсе, а сэнсей тебя носом тыкает: "Фи, как безобразно вы иероглиф написали! Как вам не стыдно?! А ну-ка быстро перепишите в прописи сто раз, чтобы было красиво,  бил ключом дзэн и вообще. И вон те сто штук тоже не забудьте". Ведь это не "какая-то закорючка" и "да какая вообще разница", а путь кисти, каллиграфия, искусство. Иероглифы должны быть если не идеальными, то почти идеальными. Пока пять лет отучишься, тебя так затюкают необходимостью гнаться за этим достижимым ли вообще идеальным. И так во всем.

Рада за тех, кто склонности к мозгоедству и перфекционизму изначально не имел, авторитетов себе не создавал, и кто так и остался толерантен к видению жизни нашими сенсеями. Им теперь гораздо проще живется. Хотя да, вся жизнь - она в мелочах. Гораздо легче чувствовать себя счастливым, когда умеешь эти мелочи замечать и радоваться самому незначительному, тому, что есть уже здесь и сейчас. Даже если оно не твое. А что вообще в жизни твое? Обладание вещами - это некоторая иллюзия:) Сегодня у тебя Феррари, а завтра - рак. А ты так и не увидел, как цветет сакура. Да что там сакура? Одуванчики тоже цветут. А ты каждое утро идешь на работу и топчешь эти сорняки ногами, ругая грязные дороги. Радоваться нематериальному и любить созерцать - этому Востфак опосредованно учит очень хорошо. Но вот зацикленность на собственной кривожопости и короткорукости... Инь и Ян неразделимы.
Tags:
Востфак - это точно не для всех. Философия и мудрость. Познание и осознание. Но ведь приятно чувствовать себя уникальным созданием?
Любое создание уникально. Не любое себя осознает. Но это уже другой вопрос:) И нет такого, что один уникальнее другого. Есть люди, которые используют свой потенциал больше и всю жизнь себя развивают (и это чертовски сложно), пока кто-то смотрит Дом-2. То, что люди приходят к финишной прямой с разными результатами, не всегда говорит о том, что у них был очень разный стартовый потенциал, и у кого-то была фора.
Любопытно, а японцы все пишут идеально?)
Да ну нет, конечно:) Почерки у всех разные. Но кто-то может пойти на занятия каллиграфией в качестве хобби. Но дело тут же не в том, идеальны ли японцы, а что творится в головах людей, которые эту Японию постигают:)
Хорошо написано, прям идеальная колонка. В начале - мелкий повод из повседневности, затем эмоциональное окрашенное воспоминание, обобщение наблюдений, а затем камера резко отъезжает и дает общий план - тема вырастает до гигантской. Фрагмент "А что вообще в жизни твое? Обладание вещами - это некоторая иллюзия:) Сегодня у тебя Феррари, а завтра - рак. А ты так и не увидел, как цветет сакура. Да что там сакура? Одуванчики тоже цветут." - замечательно плотный, мало слов, много содержания. И тут, поразив читателя широтой проблемы, но оставив возможность размышлять самому, текст снова возвращается к малому, с которого начался.
Мне кажется, что только очень усидчивый и трудолюбивый человек это может освоить с нуля, особенно в взрослом возрасте!

А в японском нет упрощенной системы, вроде корейского хангыля?
Можно сплошь хираганой писать, но это 1) по-детски и 2) сильно замедляет чтение и восприятие текста.
Какой красивый текст! В нем дзен бьет ключом точно!
Наверняка все сенсеи-востоковеды чем-то похожи:)
Как приятно найти текст, который сама хотела написать, но не сумела. Спасибо вам огромное.
А насчет йероглифов - то же самое и у меня :)
насчет иероглифов: я училась в ВУЗе, аналог МГИМО, второй иностр. язык выбрала японский, до сих пор, не понимаю зачем, надо было брать испанский, т.к. я его изучала в школе. Но не об этом речь. У нас преподаватель сначала был МИДовец, который всю жизнь проработал в пос-ве в Японии, а потом вернулся в МИД, и параллельно нам преподавал японский. И он больше давил на разговорную речь, там диалоги учили, говорили с грехом пополам. А тут его через год - раз и опять в пос-во послали, и нам дали преподшу с Института Востоковедения, ой вот она была нечто! Помню она чуть нам пальцы не переломала, увидив наши кривые косые буквы, хирагана еще ничего так у меня получалась, но катакана - кривь и вкось, а канджи - еще хуже, тем более рисую и черчу из рук вон плохо. И вот она нас гоняла потом, с альбоми приходили на пары и учились рисовать все заново. Тяжко было.
очень красиво написали, дзен как он есть)
о, кстати, да! сакура сакурой, но как же красиво цветут одуванчики! это истинная правда. и вы напомнили, спасибо)
интересно, а те, кто выбирают такой путь, они - перфекционисты? всмысле, перфекционистам такое подойдет?
Как интернесно! Не похоже на тебя совсем. :) Не в плохом смысле.
Спасибо за статью, очень хорошо написано! Согласна полностью. Очень немногие могут выдержать затюкивание идеальным. Даже, каким бы ты толерантным не был, вынести это очень тяжело. У меня есть примеры, когда японцы (люди, рожденные в восточной культуре) не выдерживали и выбирали для себя путь "радоваться нематериальному и любить созерцать", уходили с работы. И еще ... наблюдая за японцами-коллегами, не могу однозначно сказать, где заканчивается гнобление из стремления к идеальному, а где начинается "изнасилование" садистское. Подчас я чувствую, что преобладает второе (((
Зато потом можно Сэй Сэнагон читать в подлиннике. Уверена, текст совсем по-другому воспринимается, если иероглифами (а не буквами), не говоря уже о языке.
И Мисиму.
кстати, а сами японцы как относятся к этим двум писателям?
Для нас они и олицетворяют саму Японию...