Bampaku

Бассейны, сады и дни рождения



На последнем занятии в бассейне (фото абсолютно нерелевантно:) я в очередной раз наблюдала за двухлетней девочкой, которая ловко плавает сама, ныряет и прыгает в воду с бортика. И хоть она и обвешана вся пенопластом, но я все-таки называю этот процесс плаванием, потому что в моих глазах даже так плавающий двухлетний ребенок это в своем роде феномен. И я с самого начала смотрела на все происходящее в бассейне и думала, что в плане обучения плаванию детям двух лет занятия уже очень полезны, когда они уже понимают, что им говорят и о чем просят, и достаточно хорошо владеют своим телом.

И подплыли мы в конце занятия к инструктору с вопросом, когда у ребенка появляется интерес и способность к плаванию. Потому что вот Ане год и семь, и мы весело тут развлекаемся в целом, но это ни каким боком не похоже на то, что делает ребенок, который на год старше Ани. И каков этот путь от нас до них? На что на меня инструктор, милейшая, кстати, женщина, от которой мы с Аней обе в полном восторге, сказала, что вообще-то та двухлетняя девочка тоже еще не то чтобы плавает и все наши занятия это не обучение плаванию а просто "мизу-асоби", то есть игры в воде. И результативность этих игр очень зависит от того, как мама или другой сопровождающий человек (а ходят иногда и бабушки, и папы) способен увлечь ребенка чем-то интересным.

Что тогда насчет тех детей, которым по три года и которые перешли уже в группу, которая  плавает в большом бассейне? Они там занимаются уже с инструктором без сопровождающих лиц, и на мой взгляд уже очень даже учатся плавать. Но оказывается, что у группы трехлеток сначала тоже период такого "мизу-асоби", и только потом их начинают учить плавать. После такого описания у меня сложилось впечатление, что тот уровень обучения плаванию, который подразумевает инструктор, чуть ли уже не на мастера спорта будет тянуть. А я имела в виду, когда ребенок хотя бы на воде уже нормально держаться начнет и когда у нее психологически появится интерес к новым видам физической активности:)

Между тем мы ездили на днях в онсэн, и Леша отметил, что Аня гораздо лучше бегает в ваннах в воде, не падает и на вид понимает всю физику нахождения в другой среде. Так что бассейн это, конечно, весело: горки, игрушки, плавающие шары и пупсы, но кроме всего этого толк явно есть. И хоть у нас и есть отдельная детская ванна, в которой Аня играет по пять раз в день, но игры в бассейне - это совсем другой опыт, хоть и может показаться, что вода - она везде вода. Думаем зимой ходить по два раза в неделю, когда на улице станет уже мерзковато гулять. Инструктор сказала, что это хорошая идея, полезно для легких зимой и будет служить мягким закаливанием, и что некоторые родители, наоборот, перестают водить детей зимой, боясь, что те будут постоянно простывать.

И перед разговором с инструктором я шла вдоль большого бассейна и смотрела, как трехлетние дети машут ногами в воде. И потом во время разговора меня осенило, что это вообще-то странно, что трехлетние дети и в бассейне в десять утра. Детские группы для детей до трех лет у нас идут только в десять и в одиннадцать утра. И с нами же всегда параллельно занимаются трехлетки. А между тем в Японии с трех лет дети идут на пол дня в сад, который является частью обязательного образования. То есть многие могут отдать ребенка и раньше в сады другого типа по желанию или из необходимости, но не отдать в три года без оснований нельзя, и не знаю, приходит ли кому-нибудь в голову.

И вот я спросила у инструктора, что это эти трехлетки плавают в то время, когда должны по идее в саду быть. На что она напомнила мне очевидный факт, который на тот момент вылетел у меня из головы, - момент, когда дети начинают ходить в сад или школу, строго определен датой их рождения. Я вот очень хотела пойти в школу в шесть лет. Родилась я в марте, и в сентябре мне было бы шесть с половиной. И на самом деле очень многие дети шли в школу в этом возрасте. Но родители меня привели, директор на меня посмотрела и сказала: "Какая-то она у вас мелковатая, и вообще у нас классы переполненные. Приводите уже тогда на следующий год. Там уж обязательно возьмем". И такой диалог был в пяти школах нашего района, пока мы не смирились с тем, что в этом году пойти грызть гранит науки мне не судьба.

В Японии такой ситуации в принципе произойти не может, потому что все строго определено правилами и человеческий фактор не работает. А правило гласит, что в в школу идут дети, которым на начало учебного года (первое апреля в Японии) исполнилось шесть лет. И точка. Если "шесть лет будет через два дня, что ж ребенок будет целый год терять", то можно даже не вставать со стула, потому что такие вопросы не обсуждаются. Таким образом, если у нас не появится никаких глобальных планов и мы пока будем жить в Японии, то Аня, например, пойдет в первый класс с детьми, которые родились строго в промежутке между 2 апреля 2011 года и 1 апреля 2012. Так и с трехлетками. В бассейн ходят с утра сейчас те, кому исполнилось три года не раньше апреля этого года, и она не попали в детсадовский набор на этот год. И при этом родители не отдавали их в сады другого типа раньше трех лет, поэтому с утра они сейчас еще свободны. Для тех трехлеток, которые в сад уже пошли, есть занятия во второй половине дня. Такие вот правила, которые освобождают голову от мыслей, когда и куда ребенка отдавать, ибо все равно от людей ничего не зависит:)

Да, бассейн это великое дело. У нас огромные качественные изменения начались с ним:)) и ребенок в восторге, так хочется раза три-четыре в неделю водить.

По поводу зимы я тоже переживаю. Свекровь купила Ане теплые шапки, чтобы не простудилась на ветру, готовимся.

Дома в ванне так просто не играем,, но по вечерам Аня с Юки вместе принимают ванну- вот там у них 10-15 минут игр. А я в это время отдыхаю. Часто именно этих 15 минут хватает, чтобы придти в себя после веселенького дня .

У Ани, кстати, очередной зуб вылез, нашли причину ее беспокойства:)
Наташ, а что за онсен? Я под впечатление от фото. Когда Аня начнет ходить, мы тоже очень хотим поехать! Поэтому мы так, присматриваемся, выбираем. Ваш очень понравился. Дорого там?
Я так отдыхаю по 10-15 минут в день, пока она там сама играет:) Правда эта новая ванна большая и достаточно глубокая, поэтому я всегда рядом и слушаю, что там происходит, потому что чисто теоретически там можно и упасть.

Мы сегодня легли в четыре утра, так что я пока не готова обсуждать спокойно беспокойства и качество сна:)
я родился 22 мая 76г. и в 82 году пошел в школу.
взяли без особых проблем, хотя к директору пришлось сходить

скажите, пожалуйста, а какой примерно % взрослых в Японии не умеют плавать?
спрашиваю потому, что мне кажется, что среди китайцев таких существенно больше половины, что для нас, европейцев, несколько странно
Я так, влезу немного со своим опытом. У нас во всех соседских школах плавание обязательный предмет. Муж говорит, что вы его школе тоже такое было. Так что по ощущениям плавать умеют практически все. Мы в Осаке живем.
Но может в других местах по-другому.
Про процентное соотношение не скажу. Плавание как вариант физкультуры в школах есть, но для этого в школе должен быть бассейн. А он не во всех школах есть. Нет бассейна - необходимость проводить уроки по плаванию автоматически отпадает. Плюс, даже если бассейн есть, это всего лишь часть программы, и занятия по плаванию обычно не круглый год проводятся, а сезонно и вперемешку с другими дисциплинами. Отсюда можно сказать, что явно не все умеют плавать, а если и умеют, то не обязательно хорошо. Но в целом, думаю, проблемы большой нет. Я вот плавать не умею (редко когда могу проплыть бассейн без остановок), так что меня не удивляет, что кто-то еще не может:) Но кроме школы люди с возрастом начинают уже ходить в бассейны и спортзалы. Там есть обучающие занятия даже для взрослых.
Слушай, у мужа спросила- чугакко и сёгакко стопудово учат плавать. Если в школе нет бассейна- водят. Опять же , не уверена на сто процентов, может это только у нас, ну и есть шанс, что он ошибается. Но как-то очень уверенно сказал.
В инете много пишут, что у них в школе не было бассейна и поэтому занятий не было. У нас в бассейне есть часы, отданные школьникам. То есть из каких-то школ явно приходят на занятия. Но это явно не у всех так.
Здорово! Мы тоже прошли через бассейн :)Он, действительно, многое дал ребенку помимо просто умения плавать. Не могу описать, это скорее какое-то спокойствие и уверенность в движениях. В детском саду у нас тоже был бассейн, затем и в школе и далее.
Основным принципом "как не заболеть зимой" у нас был - не перегреваться (не принимать горячий душ) перед погружением в воду и не ходить с мокрой головой (сушить сразу). После бассейна у нас были посиделки с фруктами, йогуртом и питьем. Только после этого шли домой.
Про посиделки и перекусы это хорошее замечание. Тоже попробуем так обсыхать. Как раз началась уже осень:)
У нас то де самое, но это не сознательно, а как-то само собой. После бассейна пере одеться, выйти из раздевалки в зал на втором этаже, там банкетки: на них все сидят, поят детей, немного кормят, немного отдыхают и потом идут домой . Обычно за это время волосы такой длины , как у Ани , высыхают:)
Есть в Японской четкости и правилах какая-то привлекательность:)))
Когда мы с деткой ходили учиться плавать, там была девочка 11 месяцев, которая ходила с нашей группой не учиться, а просто так, потому что это была самая младшая группа (2-хлеток). Так вот пока наши учились бултыхать ножками в воде, эта девочка, которая еще даже ходить толком не умела, плавала сама по всему бассейну, без надувных кругов и нарукавников и прочего, задерживала дыхание и ныряла до дна, ходила по дну на цыпочках и все такое прочее. Я потом спросила у ее мамы, они начали обучение в 3 мес и получили вот такой результат.
Есть плавательные упражнения для совсем новорожденных детей. Занятия сначала дома в ванне с очень постепенным охлаждением воды и переходом ближе к году ребёнка в большой бассейн. Мама со мной так занималась в младенчестве :) Задания и упражнения давали, кажется, просто в детской поликлинике.
Круто держит фотоаппарат, видно, что в семье есть фотографы:)
у нас в группах по плаванью всегда была парочка хорошо плавающих детей, как правило, их мамы не боялись, чтобы ребенок хлебнул воды. От тренера, конечно, тоже зависит. А совсем крохи, бывает, плачут с папами, н о нормально с мамами, то есть, если у родителей нет уверенности или лишние волнения, то и ребенок будет рыдать и стараться убежать.
Про эти поступления по месяцу рождения - больная тема, переплачивали из-за этого за лишний год в саду (именно в нашем саду есть прием с полных трех лет, поэтому поступали с сентября в сад), получается три с половиной года вместо трех.
меня запустили в домашнюю ванну, когда мне было несколько недель. меня это невероятно успокаивало при любом стрессе. сначала плавала и бултыхалась вместе с кем-то из родителей, а потом уже вся ванна была моя ) в результате, я очень хорошо ныряла и задерживала дыхание надолго, плавала под водой более чем прилично. а вот держаться на поверхности научилась только лет в 7, и до сих пор не очень-то это дело люблю :)
теперь занимаюсь фридайвингом (правда, не очень активно, ибо негде).
Начну с конца. У моей подруги сын родился...тадам! 3го апреля! Всего один день...мало того что он старше всех, так еще рослый- мы на 1.8 старше его, а он на голову нас выше. А уж в саду картина та еще!
Пункт 2- есть еще сады с 4х лет- именно в такой мы ходим.
На счет бассейна- мою хлебом-рисом не корми,дай в воду залезть. Ходили с 6 месяцев до 2.5 с перерывами на лето, но и тогда- море, речки. в воде как рыба, но в нарукавниках. Только прошлым летом стала их снимать- сначала 1, а этим оба- перешла на кик-борд. Надо бы возобновить занятия, но счас это не представляется возможным по ряду причин.
Вообще взаимоотношения с водой зависят от родителей, но в большей степени от ребёнка. Наша с 1.2 ныряет всячески, задерживает воздух, достает камешки со дна, пытается плавать, лезет на глубину и пр. Это на открытой воде, без всяких приспособлений и без обучения.
А по поводу с 3 лет в сад - хорошо, что у нас нет обязаловки. Почему нет выбора? Странно. Дети разные.
У меня ребенок хорошо плавал уже в полтора года. Без всех этих надувных и ненадувных штук. По опыту своего ребенка, и не только своего, я могу сказать, что если хочется, чтоб поплыл, СНИМИТЕ все вспомогательные и не дающие тонуть средства. Иначе не научится долго. Звучит странно, но надо просто держать ребенка самому, и он потихоньку начинает отцепляться, перецепляться со взрослого на бортик, и так начинает проплывать маленькие расстояния, и в итоге очень быстро учится. А с надувными штуками у него ощущение тела в воде другое, что он уже и не знает, а как же без них.
Я попоробую уточнить про плавание.

Япония член ассоциации младенческого плавания, у них есть подготовленные инструкторы, и им можно доверять)))
Это я к тому, что Ваша инструктор права. Но она не развила мысль.

Первый этап младенческого плавания- инстнктивный. Это рефлекторые движения в воде, рефлекторная задержка дыхания.
Примерно до 8 мес.
Что может детка: проныривать, задерживая дыххание, с поддержкой
Держаться на спине без поддержки на поверхности воды.
Спать даже в таком виде.
Что не может- продвигаться вперед.
Примерно в 1 год: то е самое плюс отталкиваться ногами от взрослого, опускать голову в воду намеренно и " дуть в воду", поднимать голову для вдоха,
Лежать спокойно на воде- буксироваться
Прыгать в воду и всплывать

Около 2 лет: все то же плюс нырять за игрушкой, до двух с половиной " попа плавучая"))), после двух с половиной может нырнуть полностью , на глубину своего роста, работая руками и ногами.
Перебираться под водой " кандибобером" на задержке дыхания, толкаться ногами от воды с мячиком в руках
Дрейфовать , делать " стрелочки" с толчком ногами от дна или бортика

Три - четыре года: целенаправленно продвигаться вперед( не стильно)
Работать ногами с доской " кролем" и " брассом", дышать в воду, передвигаться метров десять " нырками".движение ПОД водой. Выныривает для вдоха.
Звездочкой лежит на животе и на спине
Пытается плыть дельфином, собакой, иногда руками брассит, но движения не скоординированы

В полной координации плывет в пять лет.
В шесть первый баттерфляй

В семь приходит выносливость для дистанций 4х25 метров. За занятие проплывает 200-250 метров.

Это все при условии 3-4 раз в неделю занятий, без плавсредств, только с доской или мячиком. С малышами до 3 лет занятия практически ежедневно минут по двадцать.
У нас было 5 раз в неделю.
Есть очень хорошая книга общества Birthlight, там в фотографиях вся история


Edited at 2013-10-19 02:06 pm (UTC)
мне кажется, что плавать можно научить и раньше. но все это очень индивидуально. Вот возьми Асю. Она у меня в бассейне с месячного возраста. Причем первые полгода мы с ней практически каждый день были в бассейне. Это сейчас стали не каждый день потому что она можнт сказать, что не хочет в бассейн, а хочет на детскую площадку. Так вот, я в начале учитывая биологические посылки пыталась приучить ее к проныриванию и т.д. Но она очень не любит когда вода попадает в глаза и с самого начала как только это случалось, она тут же начинала орать. Да и сейчас мы голову моем с переменным успехом, только лежа на спине, волосики в воде. Но при этом плавать она любит, с вот такой штукой из пенки она сейчас плавает сама, причем она даже продвигается в нудном направлении. Прыгает с бортика, правда держась за мои руки. В общем, может удержаться на поверхности и без этого приспособления, но не любит потому что тогда надо переодически макать лицо в воду :)
В то же время, все это связано с возрастом, как тебе написали выше - совсем маленькие они держаться на поверхности с высунотой головой не могут, либо ныряют, либо на спине. И еще я заметила очень большую разницу между Асиными 15 и 17 месяцами, даже учитывая, что 5 недель в этом промежутке мы провели в Питере без бассейна вообще.
"А между тем в Японии с трех лет дети идут на пол дня в сад, который является частью обязательного образования. То есть многие могут отдать ребенка и раньше в сады другого типа по желанию или из необходимости, но не отдать в три года без оснований нельзя, и не знаю, приходит ли кому-нибудь в голову."

Наташа, это не совсем верно. В Японии обязательное образование - младшая школа + средняя, т.е. 9 лет.
В сад ходить вас никто не обязывает.
Также насчет сада с трех лет: есть т.н. "саннэнхоику", когда дети идут с трех лет на три года, а также "нинэнхоику" - соответственно с четырех на два года.
Вот оно как. Когда-то давно на Фейсбуке в группах обсуждали сады, разницы между йочиэном и хоику всякими, и там что-то было про то, что есть обязательность. Получается, что можно вообще до школы ребенка никуда не отдавать, если не хочешь?
А что, в Японии, если в школе плавать не учат, то сами детки не учатся?Ну у нас вот или родители учат, или ходят с более старшими детьми на пруды, реки и т.д. и у них учатся. Большинство именно так и приобретает навык, а не после бассейна.Там так не принято?
Меня тоже не взяли в 6,5 лет в школу, но с формулировкой - пусть у девочки детство будет)))))
А садик у меня был с бассейном - самое прекрасное время :) У девочки в группе мама была плаврук, поэтому часто у нас было плавание не как у всех 2 раза в неделю, а каждый день :))) и правда, закаливание для организма - с простудами я не сидела дома с родителями, вернее, родители со мной)

Вопрос не по теме - какой фотоаппарат крутит Аня? :)