Все сама

 Сидели сегодня 3 часа на митинге, пока мозг окончательно не высох. Решали некоторые проблемы с отчетностью и документами. За это время 2 раза позвонили в налоговую и 3 раза юристу.  

Меня это всегда в японцах поражало. Я даже не знаю как к этому относиться. Если бы у меня спросили насчет налоговой справки, про которую я в жизни ничего не слышала, то я сразу пошла бы к Гуглу и сама бы разбиралась, что это за бумажка, как и где ее достать, сколько это стоит и т.д. Японцы не спрашивают у Гугла, они сразу звонят в саму налоговую и говорят: "Мне вот нужна справка. Что это такое и что нужно для того, чтобы ее получить?". За 10 минут получают ответ и переходят к следующему пункту программы.

Я бы час разбиралась со всем сама. Честное слово. То ли в России меня не научили звонить нужным специалистам за консультацией, то ли лично мне хочется охватить все и сразу. Проще 1 раз самому разобраться и иметь представление по теме (ведь вероятнее всего еще где-нибудь пригодится), чем каждый раз обращаться к кому-то. Но может быть нас действительно воспитывали по принципу "Все сам".

А еще ведь некоторые консультации платные. Иногда юристы просят каких-то бешенных денег за оформление двух бумажек. Ты их и сам можешь сделать, потратив несколько часов времени. Если ты зарабатываешь в день выше среднего, то делегировать юристам может быть проще. А остальным (т.е. большинству) дешевле сделать самим.

Но у японцев нет понятия "сделать самим" в некоторых вопросах. Алгоритм действия у них стандартный. Сломался кран - звонить сантехникам. Если сломается кран у русского, он сначала попробует понять, в чем проблема и можно ли сделать самому. Поменять какую-нибудь прокладку может практически любой русский мужчина. Японцы в общем массе крана в разобранном виде в жизни не видели.

С одной стороны я понимаю, что есть очень много областей, где необходимы специальные знания. И нет смысла испытывать угрызения совести от того, что ты чего-то не знаешь. И может быть даже не нужно пытаться вникать во все проблемы и вопросы, которые возникают по жизни. Но при этом, каждый раз смотря на японцев, думаю, откуда же растут ноги у нашего русского "все сам". Почему мы такие и зачем нас так воспитывали? Иногда полезно оказаться где-то "вне" и видеть другую культуру, чтобы подумать о своем менталитете и осознать свои "особенности".

UPD: Вспомнила случай, когда еще в далеком 2006м к нашему приезду в Японию компания оформила контракт на интернет нам домой. Нужно было только потом настроить подключение по приезду. Для этого нам сказали вызвать специалиста, а чек принести в офис. Сначала я долго смеялась. В мануале по настройке все в картинках. Каждый дурак смог бы сам. Пыталась настроить. Не получилось правда.

Вызвали мальчика-настройщика. У него тоже не получилось. Мы 2 часа поили его чаем и угощали русским шоколадом. Он пытался настраивать по мануалу (угу, я делала все то же самое). Когда понял, что что-то не то, и мануал не помогает, Повис на час на телефоне. В офисе и у провайдера ему ничего толкового не сказали. В итоге он ушел, взяв с нас 100 долларов. Сказал, что если бы смог настроить, взял бы 200. Я была в шоке.

Потом выяснилось, что шансов у меня не было и проблема была в том, что между заключением контракта и попыткой активации пароля прошло больше двух недель, и пароль просто аннулировался. Провайдер прислал нам в итоге новый. И я за полчаса сделала нам интернет, а еще через неделю сеть на скромных 2 компа. Бесплатно. 
=>Поменять какую-нибудь прокладку может практически любой русский мужчина.

Представляю реакцию на сбор-разбор крана женщиной.)))
Наверное, для некоторых это будет все равно, что переустановка Виндоус.)))
Я могу переустановить Винду! По крайней мере несколько раз это делала:) Переустановить легко, а вот пол вечера потом настраивать и устанавливать софт - вот где головняк и нудятина! Всегда стараюсь перепоручить это дело какому-нибудь лохматому мальчику в очках. И ему не сложно, и мне менее нервнозатратно:)
А у нас бесполезно звонить в налоговые - тебя 333 раза перепошлют, пересоединят и попросют перезвонить по такому -то номеру.... проще самой порыть гугл и точно знать чо к чему - а потом уже звонить в налоговую и когда тебя пересоединят на 334 раз уточнять, ибо компитентность сотрудников подобных учреждений просто ужасает своим.... уровнем)))
Вот именно!
хотела написать практически то же самое!!!
Если бы у нас умели грамотно и быстро консультировать ( и не только налоговая и гос учреждения, а так же частные компании), то имело бы смысл поступать как японцы.
У нас быстрее разобраться самому
в России во многих инстанциях и службах люди нарываются на такое отношение к своим просьбам, что им проще самим с этим разобраться. отсюда и самолечение, и самосуд, и самоудовлетворение))
Да потому что у нас сантехников изначально лицезреть противно, не говоря о том, что бы они что-то делали в квартире.
С другой стороны, в Японии всякие сантехники, электрики, настройщики интернета и прочие спецрабочие меньше 100 долларов за вызов стоить не будут. А в России кран тебе сосед Вася за бутылку может сделать.
просто в нашу налоговую нужно сначала день дозваниваться, потом тебе дадут номер, по которому могут ответить на вопрос и ты будешь еще день по нему дозваниваться, и хорошо еще, если тебя по этому номеру не пошлют и не дадут еще более правильный))))))))
все очень просто. даже с тем же самым сантехником - японец его вызвал и через час у него все работает.
А в россии - сходи пешком до ЖЭКа, сделай заявку, через три дня в лучшем случае ввалится пьяный сантехник, разберет кран, скажет что такой прокладки у него с собой нет, и он сейчас сходит и принесет ее. И уйдет на целый день оставив без воды всю квартиру. Так что проще было сделать самому. И это касается большинства областей.
Сейчас медленно но верно ситуация меняется, и появилось много квалифицированных рабочих которые быстро и качественно могут сделать необходимое.
Да и опять. вспоминая 80-90 годы, в стране был развал, дефицит и все экономили буквально на всем. По этой причине мы бегали все выходные по рынкам и магазинам чтобы купить дешевле, а сейчас идем в ближайший сэпермаркет, потому что быстрее.
а хоть лампочку могут японцы сами поменять?
У нас просто страна "суровая". И вызвать сантехника для замены прокладки бывает проблематично, по самой банальной причине - сантехник может не придти, а если придет, то что-нить забудет, а если не забыл, то накосячит, а если не накосячит, то будет пьяный, ну а если не будет пьяный и сделает все на ура, то возьмет столько, что прокладку самому поменять можно...
Часто сталкиваюсь с ремонтом помещений, и вот данная схема подходит к 95% работ.
А по другим сферам. По работе работаем с юристами и с юрконторами, так в среднем из 10 фирм, только 1-2 могут подготовить документы как надо и проконсультировать по-людски.
Я все-таки подозреваю, что японец обращаясь с вопросом к кому-то (чему-то), уверен в профессионализме и квалификации отвечающего на вопрос\запрос, от сюда и решение вопроса - проще узнать у кого-то\заплатить, чем самому искать информацию.
Банально, мне понадобилась консультация по ведению бизнеса в Японию, на месте и информации получить не удалось, пришлось идти к Великому Гуглу, итого 6 часов потраченного моего времени и полная выкладка по основным вопросам, жаль пока не знаю японского, пришлось довольствоваться англ. инфой и русской.
)))) у меня, оказывается, бухгалтер - японец))))
всё действительно просто объясняется. менталитет русского человека таков, что он всегда думает и ждёт (на самом серьезном уровне), что за него кто-нибудь поработает или выполнит его обязанность. русский не задумывается над тем, что такая-то обязанность - именно его обязанность и всегда стремится переложить решение вопроса на другое (соседнее) звено. именно поэтому мы ходим из кабинета в кабинет, из окна в окно и звоним с номера на номер. отсутствие системы ответственности (с мерой наказания, конечно) очень способствует развитию такого подхода.
а у японцев - здоровое делигирование обязанностей (как в здоровом и культурном капиталистическом обществе).
и у многих европейцев так, я полагаю. каждый знает свои обязанности и придерживается их выполнения. и дело не только в наличии надзирателей, дело в подходе к делу. в русском же человеке первая реакция на просьбу - "нет", "не ко мне", "меня не касается", "делать не буду".
человек культурный как минимум поможет советом, куда и как обратиться для решения проблемы, то есть сделает вежливый и участливый редирект. как максимум - поможет самостоятельно. и в русских эта вежливость и участливость тоже проявляется. но крайне, крайне редко.
таким образом, даже прямые обязанности, подход к ним и исполнительность напрямую зависят от культуры человека (и нации), не от национальности как таковой. на мой взгляд, мы сами воспитываем в себе такой "русский менталитет". даже во зрелом возрасте.
согласна, култура обслуживанияв ряде учреждений не пережила еще тяжелое совдеповское наследие, и хоть админитсративный регламент предписывает вести себя так-то и так-то, на практике получается все наоборот.
обращение к профессионалу экономит время, за это время можно заработать денег, чтоб оплатить услуги профессионала. грамотная логика, не всегда срабатывающаяя в россии. проще сделать самому или, чтоне редко, подняь связи (не заплатить денег, а связи поднять!), чтоб тебе сделано. мой знакомый социалог утверждает, что это у нас в крови, учитывая что в недавнем прошлом страна была аграрной и деревенской, а совсем в недавнем - советской.
Небольшой оффтопик.
Я сейчас читаю Цветова "Пятнадцатый камень сада Реандзи".

Наталья, читали ли Вы эту книгу, и если да, то действительно ли то, что Цветов в ней описывает - так и есть? Может, за 20 лет что то поменялось?
Лично я бы насчет справки тоже стала звонить куда надо и узнавать у них, а к гуглу пошла б, только если консультации платные.
В России большинство людей 2-3 поколение крестьян. Крестьянская готовность всё делать самому так быстро не выветривается. Всякий имеет перед глазами пример деда или отца.

В условиях, когда развитый мир это качество уже потерял, оно может быть конкурентным преимуществом россиянина. Например, нам ещё видна абсурдность полного отказа от самостоятельности, как в примере с мальчиком "спецом" за 100 баксов.

Увы, сегодня на любое наше достоинство у нас толпа охотников его высмеять и скорей потерять.

Вот плюс один. Я тоже считаю что наоборот, это наша козырная карта, а мы ее стесняемся.
В германии можно и самому, но проблема в том, если ты например сам подключишь стиральную машину или краник починишь, а он того протечет и зальет и тебя и соседей, то платить будешь все сам, а если ремонтник, то он отвечает за свою работу ее последствия.
Вы не поверите, но в России аналогично :)
У друга протёк водонагреватель, суд перенаправил претензию соседки на мастера, который ставил.