Корпорация по-японски



Вчера мне в личные сообщения упало вот такое письмо. На самом деле в личку что только ни шлют. Отвечать на все нереально. Но этот вопрос понравился.

Доброе время суток =)
Заглянув в Ваш журнал и поняв, что вы действительно "японовед", решил задать малюсенький вопрос, из чистого любопытства:
Правда ли, что японцы ооочень гордятся фирмой Sony, гораздо больше, чем другими и буквально боготворят её? =)
Спасибо заранее)))


Слово "боготворить" выглядит как-то странно. Гордиться есть чем. Компания Сони была основана в 1946 году, и благодаря им, а также некоторым другим японским корпорациям, фраза Made in Japan приобрела популярность и стала произноситься с гордостью. Именно тогда мир увидел товары высокого качества, практически эталонные.

Сони известна тем, что они первыми в мире стали делать портативные транзисторные радио и транзисторные телевизоры. И в дальнейшем было еще множество товаров Сони, про которые можно сказать, что они были первыми и уникальными на тот момент. Поэтому за Сони и закрепился имидж высокотехнологичной корпорации, которая всегда на шаг впереди конкурентов. Акио Морита, основатель корпорации Сони, всегда умел чувствовать, что именно не хватает сейчас на рынке. Придумывать то, что до тебя еще никто не придумал, и при этом сделать товар, который окажет влияние на весь рынок - для этого нужен особый талант.

Покупая Сони, японцы уверены, что преобретают высокотехнологичный товар. Также Сони ставится своим дизайном. Я не знаю, насколько они сейчас оригинальны и уникальны, но дизайн у них действительно узнаваемый. Этим летом я перешла на их ноутбук и очень довольна. До этого у меня был их цифровой фотоаппарат, модель 2002 года. Поистине одна из лучших моделей на рынке в те времена.

Поскольку постоянным их потребителем я не являюсь, мне сложно сказать, стали ли они сейчас менее "высокотехнологичными" по сравнению с конкурентами. Но уровень продаж у них высок. Что меня удивляет. Их ноутбуки дороже ноутбуков других производителей при аналогичной комплектации. И покупают. Неужели только за красивый, узнаваемый дизайн?

Также корпорации того времени славятся своими уникальными системами менеджмента. Сказать честно, я уже мало помню информацию с курса экономики Японии, но единственная "интересность" в менеджменте Сони, которая мне запомнилась, это прием на работу без учета престижности ВУЗа, среднего балла и связей. Морита считал, что в работе более важны личные качества сотрудника, а не то, где он учился и кто его папа.

И это уникально, потому что до сих пор при устройстве во многие компании предпочтение отдадут не отличнику из маленького, неизвестного университета, а тому, кто закончил престижное учебное заведение, даже если он учился на одни тройки и на специальности, не относящейся к данной работе. Японцы придают этому мало значения и считают, что сотрудника можно и нужно учить всему в процессе работы.

Отношение к большим корпорациям в целом тоже особенное. Многие люди хотели бы там работать, т.к. это компании-легенды и это престиж. Кто-то будет завидовать, кто-то уважать. Конкурс при приеме на работу в эти компании просто гигантский. 

Кроме этого, плюсов больше я не вижу. т.к. чем больше компания, тем больше там бюрократии и сотрудников, без которых вполне можно обойтись, если оптимизировать работу и не высасывать ее из пальца. Зарплата в таких компаниях ниже, чем многие думают. Но может это только в моих глазах это все минусы, поскольку я не могу работать в компаниях, где 1 сотрудник это всего лишь безликий заменяемый винтик в большой машине.

Один мой знакомый работал в Тойоте. Зарплата у него была ниже моей (у начальника отдела-то), а переработка гораздо больше. Он редко уходил домой раньше 11 вечера. И это нормально. Единственное, что было хорошо, так это бонусы, которые выплачивались 2 раза в год. Стандартный бонус за полгода был 1-2 зарплаты в средних компаниях. В крупных корпорациях же сумма могла доходить до 5-6 зарплат. Но после кризиса, начавшегося в 2008 году, бонусы солидно урезали, а в некоторых компаниях вообще перестали выплачивать. Что очень печально. Тогда же во многих компаниях убрали переработки, оставив действительно необходимый минимум, чтобы не выплачивать сотрудникам ненужные сверхурочные.

Так что любовь народа к Сони, на мой взгляд, такая же, как и к любой корпорации тех времен, прославившей Японию на весь мир.
По теме всем порекомендую ознакомится с книгой Акио Мориты "Сделано в Японии", своего рода "летопись" компании Сони, история её создания и становления.
А главное - в книге подается ряд совершенно гениальных идей, которыми сейчас уже никого не удивишь, но на момент написание (80ые годы) она была новаторской в области менеджмента. Недаром <a href="http://olegtinkov.livejournal.com/123051.html>Олег Тиньков</a> включил её в свой топ-10 бизнес-книг.
За любой великой корпорацией стоит великий человек, у которого есть чему поучиться.
Боготворение это видимо скупка всего без разбора:)
насчет стоимости компов Сони- себестоимость у них такая же как и у того же НЕС, Тошибы, Сотека. Но у них есть ИМЯ, вот за это и приходиться платить.
Но...Есть одно но, из-за которого лично я ставлю большинству продукции Сони один большой и жирный минус.Как бы это назвать... Отсутствие взаимизаменяемости что-ли. Ну то есть- в фотоаппаратах носитель памяти- ТОЛЬКО Сони мемори стик (не знаю как счас, но несколько лет назад было так).На е-бук редер- книги только своего формата. Из-за этого пришлось отказаться от покупки
За имя платят, да. Еще то ли Тошиба, то ли Хитачи стоят дорого. Не помню кто из них, но когда проводила исследования по ценам, обратила внимание.

Просто за вот эти имена платят, а за другие нет. Значит что-то в этом имени есть. Хотя, что есть в имени Луи Виттон?)
я отдал предпочтение зеркалке Sony. Не жалею, все отлично. Canon и Nikon, безусловно, бренды, но по дизайну и по качеству съемок сонька очень даже ничего))Респект японцам!
Вы почувствуете все минусы Сони если вдруг решите заниматься фотографией профессионально. А для любителя норм, правда продать потом сложно ее будет.
Акио Морита конечно легенда, начать с производства рисоварок в полуразрушенном здании и дойти до такого... На мой взгляд, SONY уже не та, что прежде - раньше их инновации меняли рынок, а теперь больше походят на замашки империалистов - то есть их стандарты уже не воспринимают с восторгом.

Я уже задавал подобный вопрос, но, в этот раз, тема больше благоприятствует - каковы отношения между начальством и подчинёнными, да и вообще, в коллективе? Например, я знаю, что для того чтобы сформировать top-менеджера или главного инженера специалиста заставляют поработать чуть ли не во всех отделах и занять высокопоставленный пост можно только годам к 50.

И, не совсем понятно, как такая консервативная страна, в которой традиции превыше всего является также одним из лидеров по инновациям?
>И, не совсем понятно, как такая консервативная страна, в которой традиции превыше всего является также одним из лидеров по инновациям?
Виновата две концепции: "кайдзен (постепенное улучшение всех аспектов жизни)" и "ничего старого".
Суть первой в том, что ни дня нельзя прожить без привнесения какого-либо улучшения в свою жизнь. Поэтому даже унитазы в Японии со временем обрасли количеством электроники, сравнимой с кабиной бомбардировщика.
Вторая концепция для японцев, скорее, является чем-то самим собой разумеющимся. Старые японские дома служили 20-30 лет, потом их либо сносила стихия, либо они разваливались от старости (сравните с нашими купеческими домами 19 века). В средневековой Японии даже бытовал миф (в лучших традициях синто), что если предмет или вещь использовать очень долго, то у него появится душа (и получившийся бакемоно не обязательно будет добрым). Именно поэтому в японском фольклоре так много монстров-вещей: бутылка сакэ, одноглазый зонтик каракаса-обакэ и т.п.
На это накладывается концепция смены времен года, которая породила "сезонность" в японской жизни. Каждому сезону соответствует своя одежда, свои продукты питания и свои виды времяпровождения. Так что японцы просто терпеть не могут, когда одно и то же мозолит им глаза в течение долгого времени. Не чета нашим пенсионерам, которые могут всю жизнь питаться одними и теми же блюдами и пользоваться вещами производства хрущевских или брежневских времен.
В итоге в Японии просто культ новинок. Бывают новинки полезные, бывают бесполезные - но они все равно пользуются популярностью, потому что это что-то новенькое. В моде 3Д - японские производители моментально выпускают 3Д-телевизоры, "Шарп" разрабатывает 3Д-экраны для мобильников. Прошел слух, что блюрей - это формат будущего? Все магазины тут же начали продавать блюрей-проигрыватели и диски, моментально урезая долю ДВД на рынке почти в два раза. Нинтендо выпустила новую модель Нинтендо ДС? Все тут же бегут в магазин покупать, даже несмотря на то, что новая модель почти не отличается от прежней, которая уже у всех есть. Просто она новая.

Таким образом, Япония - страна инноваций, и всегда ей была. Конечно, это в основном касается вещей и моды, в остальных областях все еще сильны традиции и старинные устои. Но именно благодаря своей тяге ко всему новому Япония всегда старается быть на острие мирового прогресса.

Конечно, не обходится без негативных явлений. Ежедневно выбрасываются тысячи вещей, которые еще могли бы послужить неплохую службу, и за счет этого нарастает бессмысленное потребление ресурсов (все равно что каждый день покупать новые ботинки, а старые выкидывать, вместо того, чтобы их чистить). Когда-то была проблема со свалками почти новых автомашин, но сейчас их активно покупают практически за бесценок предприимчивые русские и пакистанцы. А японцам от этого даже радостней - не надо тратить деньги на утилизацию.
Да, сама пользовалась товарами фирмы сони) у меня и сейчас работает древний кассетник, который мне подарили в 1997 году. Ну кассеты на нем уже не послушаешь, а радио ловится отлично!
Мне кажется это очень правильная политика подбора кадров! Хотя, возможно, это просто наболевшее... Я сейчас работаю в компании, где большая часть сотрудников - выпускники нашего ведущего, единственного и неповторимого университета. Это, своего рода, знак высшей касты. А мы (кучка аутсайдеров) вроде бы и ни при чем вовсе. Хотя я искренне не понимаю, почему физик должен быть хорошим маркетологом или химик - хорошим логистом, даже если они закончили МГУ.
Вот хоть комплекс приобретай...
Раньше да, телики, аппаратура музыкальная, валкман.
Сейчас - не так.
Вайо такой же как и Асус(кофе не варит тоже), за марку переплата - что глупо имхо.
Телефоны Сони Эриксон - гамно теперишна стали, корпуса облазиют, дорогие, глючные.
По теме - классная фирма Сони.
Раньше была флагманом и номер 1 в некоторых позициях.
Но не сейчас.Сейчас все равны, и почти все одинаково.
сон инженера
Вспомнилась одна история
В конце 70-х годов, после пуска первого в союзе вантового моста, главного инженера моста с небольшой делегацией отправили в Японию для обмена опытом. Когда делегация шла по офису японского проектного института, наш главный инженер заметил одного спящего на диванчике.
- Как так, - поинтересовались наши у гида,- инженер спит в рабочее время?
- Человек устал, - отвечает гид, - если он поспит 15-20 минут, тогда сможет с большей производительностью работать до конца дня.
Re: сон инженера
Просто они облажались и придумали такую отговорку. :-)
Оч сильно разочаровалась, когда ноут за 60 тыщ рублей проработал полтора года взглюкнул и не подлежит ремонту, у меня теперь есть крутанская штука за много денег, но увы в нерабочем состоянии...
Наверное это потому, что в четырёх мистических буквах S,O,N и Y нет ни капли магической силы ^_^ и технологии интегральных микросхем у всех фирм примерно одинаковые, а обусловлены они сертификатами мировых лидеров, разрабатывающих топологию ЭВМ. В то время, как такие гиганты как SONY вносят лишь несущественные модификации, а ещё стильный дизайн, да.
у меня через год сдох один динамик в наушниках Сони купленных тут ) Но за Айбо ей спасибо
Соньский плеер и наушники нещадного гоняния 5й год - ну наушники сама виновата, валялись абы как, один не играет, ибо перервался проводок......
А так претензий нету - наушники зачотнейшие)))
14 лет назад родители подарили мне однокассетную магнитолу Sony. Вы знаете, она всё ещё работает.
Не знаю как Sony, а панасоник видеодвойка у нас работает уже 20 лет. В 90 году как помню, по бартеру приходили. И хоть бы ему что сделалось. Стоит на кухне летней и не жужжит. И показывает так же как 20 лет назад.
насчет ноутбуков сони. у меня муж тут часто консультирует лююдей по покупке ноутбука. сони он никогда не предлагает (не потому, что у них качество плохое, а потому, что можно найти аналогичную модель у других производителей за более низкую цену. так же с другими легче переставлять/сносить висту и находить всякие драйвера и т.д., а так же, эти ноутбуки далеко не всегда самые "навороченные" с технической точки зрения). так мы с ним заметили, что сонины ноутбуки любят особенно девушки. потому что розовенький, красивенький и т.д. часто муж рекомендует одного производителя, на когда девушки доходят до магазина... сони как-то у них сама собой покупается :)
а еще японцы, я слышал, гордятся Хитачи металз за широкий ассортимент высококачественных сталей...А по поводу Сони...Имя именем, но у меня до монитора и телевизора каких только не было. Все ломалось. А теперь- нет стимула к апгрейду:( Телеку около десяти, монику около семи лет. Плюс ко всему прочему, дизайн не стареет (для меня, по крайней мере)))