Псевдо-японский стиль и безвкусица

 Не перестаю поражаться, какое количество людей интересуется Японией! Причем многие из этих людей имеют возможность изучать быт и культуру этой страны лишь на расстоянии. И меня это всегда огорчает. Точнее то, как люди воспринимают Японию. Чтобы хоть что-то понять об этой стране, нужно пожить здесь хотя бы полгода. И не просто пожить, а смотреть, наблюдать, интересоваться. Поэтому очень часто отзывы о туристических поездках на 2 недели и путевые заметки с впечатлениями показывают совсем не ту Японию, коей она является на самом деле. Читать такие заметки и смешно, и печально.

Люди покупают какие-то совершенно уродливые дешевые сувениры, кричащие о том, что они являются частицей японской культуры. Хотя ни на одном развале для туристов практически нереально купить что-то интересное. Покупая домой элементы декора или посуду туристы не могут отделить действительно ценную вещь от стилизации.

Я очень люблю рассматривать картинки в Гугле. Сегодня сделала маленькую подборку из поиска "квартиры в японском стиле". И это все не концепт. Это реальные квартиры, сделанные руками российских дизайнеров, которые естественно везде крупным шрифтом пишут о том, что это их разработка и "заимствование" идей есть нехорошо. Хотя не уверена, что кому-то нужны эти идеи. 
Итак, маленькая подборка на тему того, как не выглядит настоящее японское жилье:)




Что мы видим тут? Верх, украшенный свиткоподобной живописью, вполне таки похож на традиционно японский стиль. При этом пол современный деревянный, без признаков татами, что уже как-то не стыкуется. В японских квартирах есть комнаты традиционного и европейского стиля, и элементы этих стилей не смешивают.
Ну и мы видим тут "традиционную" низкую японскую кровать, которая подчеркивает близость японцев к напольной жизни. Хотя японцы в большей своей массе спят все таки на футонах. 
Камни под стеклом вполне таки японский элемент дизайна, но используется в общественных местах, как то в гламурных магазинах и торговых центрах.
Раздвижные перегородки с какой-то наскальной живописью и люстры - это отдельная песня. Такое ощущение, что дизайнеры думают, что главное - напихать как можно больше свитков с каракулями. В японских традиционных интерьерах свитки действительно используются, но у них есть свое назначение и место в доме.
Какие-то светящиеся прикроватные тумбочки, назначения которых я не очень понимаю.
Шторы возможно имеют право на жизнь, если определиться с тем, в каком стиле эта комната. Если это все таки европейский японский, тогда ладно, если же это традиционное японское окно, то нет, нет и еще раз нет.
Не уловила также предназначение рисунка на потолке.
Статуэтки и вазы - это уже ладно, какая никакая, но пусть будет декорация.
Единственное, с чем здесь еле-еле попали в точку - это цветовая гамма. Традиционно японцы используют слабоконтрастные сочетания светлого дерева и бежевых оттенков. Темное дерево тут немного темновато, но ладно уж.

С вашего позволения не буду разбирать каждую фотку. Я думаю, комментарии излишни.












Последний дизайн больше похож на бордель. Но это так, к слову.

Описание элементов японского стиля на некоторых сайтах просто вводит в ступор. Обычно из всего этого совпадает только "минимализм", "раздвижные перегородки" и "татами". Причем сейчас много квартир в европейском стиле без японских перегородок и татами, и при этом в них все так же виден японский стиль. А нашему брату скармливают вот этот шерпотреб, а потом люди в недоумении спрашивают, какие существуют о Японии стереотипы. Я как обычно в печали.

Хотя сказать честно, несколько дней назад я говорила с anastasiameadow , которая живет во Франции, и она тоже делилась впечатлениями от книги француза, который в свою очередь побывал в России и с ужасом писал о наших состоятельных людях, стиле псевдо-барокко в их жилищах, полной безвкусице и нагромождении элементов. И я прекрасно понимаю, что во французском дизайне я не сильна и вряд ли смогла бы отличить хороший дизайн от плохого. Все это видимо к тому, что если есть интерес к чему-то, то нужно эту тему изучать глубоко и детально, желательно из оригинальных источников, чтобы потом не выглядеть как минимум глупо.
я бы предлагал жаждущим квартиру в японском стиле пообедать на татами. Один раз. Желание у большинства резко пропадет :)
А в чем проблема с обедом на татами? Вообще я за то, чтобы разделять зоны. В обычной японской квартире часто гостиная сделана в европейском стиле с обычным полом и столом. А татами часто бывают в спальнях. Причем татами очень вкусно пахнут! Спать в такой комнате - это настоящая ароматерапия. Хотя кому-то этот запах не нравится)
ноги отвалятся с непривычки. Но раз в европейском - тогда не подходит
ну в домашней обстановке вполне можно себе позволить сидеть по-турецки, а не в традиционной сэйдза-позе.
мы очень пытались поначалу сделать нашу спальню в японском стиле, хехе. Включая татами и гоза-маты. Я думала, что я сдохну от запаха зелёных гоза! Средний ребёнок сказал, что ему нравится, и забрал их себе. Я не могла входить в его комнату (года три)! В конце концов я их вытащила в задний двор, где они и померли благополучно. Спать на футонах мне не понравилось тоже, особенно когда я была беременна, моя спина просто меня доканывала. Мы купили memory foam, и это было спасение, НО этот матрас на голом татами, без регулярного проветривания заплесневел внизу через несколько месяцев (хотя мы живём в климате с нормальной влажностью, а с апреля по ноябрь без дождей). То есть матрас нам, конечно, производитель поменял, а мы его положили на вентилируемую платформу... татами мы просто выбросили (чёрная плесень не шутка, сама знаешь) упс! прощай, японская половая жизнь :)))

Мне твой пост ОЧЕНЬ интересен, тк я пытаюсь по-дилетантски вписать японские мелочи в калифорнийское бунгало... в Калифорнии, кстати, много домов в минималистском стиле с японскими элементами, ещё с 50-тых, а повальное увлечение Японией тут происходит волнами - в 20е, 50е, 80е, совсем недавно вот тоже было...
в японских стилях не разбираюсь, но камушки в полу мне нравятся на первой фотке. А последняя действительно на бордель походит
А если назвать подобные интерьеры не "в японском" стиле, а скажем "интерьер навеян мечтами о Японии" тогда они имеют право на существование? Ну да они не аутентичны, но с точки зрения дизайна (спорно конечно) не все так плохо наверно?...
Для меня эта тема увы безумно актуальна, потихоньку делаю у себя ремонт, но назвать его "в японском стиле" приличия не позволяют. Посему гордо именую "под японщину" что бы знающие люди если что не слишком придирались =))
А если ближе к теме поста согласна с Вами на 98%!
Японский бордель это нечто, и эта любовь к иероглифам где попало ужс!
Мне 1й более-менее понравился. Точнее, имхо он имеет право на жизнь, и тумбочки-светильнички тоже. А вот камни в полу и обилие прямых углов и жестких пересекающихся линий неприятно.

Остальные - мрак и позор :)))))

Кстати, если посмотреть, как японцы представляют себе Европу: фарфоровые собачки, кружавчике и розочке - то тоже плакать хоцца.
По-моему, наши дизайнеры не понимают, что такое минимализм.
Клюква жуткая.
Еще попадается постельное белье и всякие кухонные прихватки в смешных каляках под иероглифы - кагбэ типично японский стиль, ага.

Вот это http://www.tattoo-house.ru/art/tattoo01/tattoo015.htm на другую тему (татуировки), но уписаться же можно!
Мне очень нравятся раздвижные двери "в японском стиле" и цвета.
Все остальное накручивание в большинстве случаев как минимум неудобно, как максимум аляповато (
замечательные уточнения.
А можешь немного фоток обыденных квартир Японии показать:) квартиры друзей, например, если это возможно:) Жутко интересно!
да...последний - это классический love-hotel. Тока в японских иероглифов нету :)
Меня во всех фотках раздражает жуткая перегруженность деталями. Потому что настоящий стиль японского дома - минимализм. Который мне лично очень нравится, но в современном доме, перегруженном вещами и вещичками труден в поддержании. А уж татами и бамбук- это как раз вторично....в перегруженном интерьере они смотрятся скорее грубовато, чем красиво.
Я вот никогда не был в Японии, но я нутром чувствую фальш во всех этих дизайнах.
Зато у нас в Бостоне в детском музее есть настоящий дом из Японии. Его разобрали там, привезли сюда и собрали и там можно ходить все трогать и смотреть. Мне чтобы войти в него надо немного согнуться, но внтури нормально помещаюсь, и очень уютно.
Самая знаменитая вилла в японском стиле, пожалуй, вот эта
не в России, а недалеко от Сан Франциско:
http://realestalker.blogspot.com/2007/01/larry-ellisons-japanese-freak-out.html
Один из специалистов по строительству чайных домиков мне рассказывал, что там полгода жили основные спецы этого дела со всего мира :)
Я в Японии не была, но понимаю, что это все стилизация, ничего страшного.
Наташ, я тут поломала голову немного - как бы договориться о присылке таких постов в сообщество. И пост хочется, и приставать каждый раз неудобно...А давай договоримся - я буду в комменте плюс ставить, а ты, если не жалко - присылай постик, плз? А если не захочешь прислать, не присылай, я пойму, ничего страшного:)))
+
Ок, щас сделаю:) Я думала запостить его к тебе, но показалось, что все таки он немного не по твоей теме))
Еще как по теме! Спасибо:)
А еще есть такое большое и интересное сообщество interiors_ru - только лучше быть готовой держать удар - народ кусачий попадается. Но, в то же время, консультанту по японским интерьерам там, думаю, многие будут рады:)
по поводу правдивости и не-правдивости стиля...
а может... так и надо? мы живем в такое время, когда эклектика рулит по-полной... это во-первых... а во вторых- может и не стоит, в принципе, пытаться быть больше японцем чем сами японцы? есть же роскошный европейский ШИНАЗЕРИ - это ведь НЕ-китайский стиль.. это ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о Китае глазами европейца 18 века... и кстати сами японцы, с их любовью к играм и переодеваниям по-моему не особо заморачиваются над чистотой европейского стиля например 9достаточно посмотреть их вариации на тему викторианской англии, дикого запада или не к ночи будь помянут :) третьего рейха)
я думаю стоит воспринимать процитированные интерьеры именно как ИГРУ в японию, как нео-шинуазери - и раздражение НЕПРАВИЛЬНОСТЬЮ отпадет само собой... как-то так?! нет?!
сорри за ачепятку
ШИНУАЗЕРИ оно же ШИНУАЗРИ :) - китайщина собственно
а можно я чуточку стану на защиту дизайнеров - по большей части они тут не причем - как говорится "кто платит тот и музыку заказывает"
и наши люди боятся чистых стилей! и поэтому так и получаться - и предпочитают именно, вот такие вот интерьеры! спрос рождает предложение!
После прочтения поста возникло желание увидеть 2-3 фотки строго в японском стиле).
Я не вижу в этом ничего плохого, это фантазии на тему Японии, не кто не хочет аутентичности, это неудобно для европейцев, эклектика, красиво, удобно, а что еще нужно?
можно свои 5 копеек? такая стилизация японского стиля ещё с прошлого века получила название "Джапанизм" - т.е. не Япония, а нечто похожее, подражание. Наташа, ваш пост - это "серп по молоту" всем (в том числе мне;))))), кто хоть в какой-то мере хочет приблизить в свой быт что-нибудь от Японии. Не было у меня возможности побывать в Японии или углублённо изучить архитектурные приёмы традиционного японского жилища. Так что же делать нам, в чьих душах живёт воспоминания о прошлых воплощениях в Японии?!!!! :)))) У меня тоже дома нечто от японского стиля. Это не подражание, а, скорее, попытка создать эту атмосферу в своём быту. Глядишь, когда-нибудь приглашу к себе японского архитектора и закажу прямиком из Японии мебель и татами:))))) Всё сказанное не относится к богатым и безвкусным "крутеликам". Хотя при их материальном достатке могли бы позволить себе настоящий японский домик. Просто им об этом никто не сказал!
Ещё бы посмотреть как оно должно выглядеть на самом деле ;)
Не понимаю возмущения
Ну так никто и не хотел воспроизвести японскую квартиру. Зачем она не в Японии? Дизайне только позаимствовали удачные элементы и поимпровизировали на их тему.

Квартиры на фотках симпатичные, кроме последней. Ну и у первой можно придраться к завитушкам.
В публикации нет ни одной фотографии, это все просто 3d картинки построенные по большей части в 3d max.
В жизни их воплощение будет выглядет процентов на 30-40 хуже, по причине рукожопости подрядчиков, а так же скорым захламлением хозяевами квартиры разнообразным хламьем типа сувениров из разных стран и просто случайных вещей...
Если все эти картинки обозвать не японским стилем , а эклектикой, то все встанет на свои места. Все интерьеры паназиатские , плюс четко подогнанные под хотелки заказчиков. Читстая эклектика.
В общем то эклектикой при опреденном раскладе можно обозвать любой интерьер. Кто скажет, что на картинках не смешение стилей? Самая она -эклектика...
HML
Все верно написали :-)
Года два назад также рассматривал дизайн проекты "в японском стиле".
Я был в шоке!!!
Ни нашел ни одного проекта, который бы отвечал хотя бы части требований.
Смесь европейского и "чего-то японского" обычное дело. И из японского чаще всего это крупные иероглифы, часто в перевернутом виде и потолки в квадратах. О сочетании цветов я молчу)))
Но чаще всего создают проекты смешивая частично китайский, частично японский и какой-то индокитайский стили. Тут совсем как-то нелепо.
Дизайнерам нужно почаще ездить в страны, стили которых они пытаются создавать.