Альма-матер

Каждый раз, когда я с восторгом рассказываю кому-то про своих преподавателей в университете, я вижу в глазах собеседников как минимум непонимание. И это очень странно. Чаще всего люди рассказывают о том, что от периода обучения у них остались малоприятные воспоминания, преподаватели были все какие-то неправильные, что за 5 лет их толком ничему не научили, что это была трата времени и т.д.

Во мне это тоже в свою очередь вызывает легкое недоумение. Да, я в целом не очень довольна системой образования и некоторыми методиками в частности, но я очень рада тому, что получила образование именно на этом факультете, в этом университете. Может быть отчасти потому, что наш Восточный Институт всегда был силен в виду региональной специфики. Ему более 100 лет, и наша японистическая школа входит все это время в тройку сильнейших в России наряду с МГУ и СПбГУ. МГУ всегда был крут, как ни крути, Питер славился больше академической базой, а Владивосток - практической. Нам до Японии рукой подать. Для нас она ближе, чем многие регионы России:)

Все 5 лет своего обучения я ежедневно общалась с замечательными преподавателями, как еще советской школы, так и с некоторыми преподавателями, которые учились уже в 90е. Это уникальные личности, и у каждого есть чему поучиться.  Образование на 90% зависит от того, какие люди тебя учат.
Сейчас очень мало выпускается не то чтобы хороших японистов, но хотя бы тех, кто в дальнейшем работает с японским языком хоть как-нибудь. Из каждой группы в 15-20 человек это от силы 2-3 человека. И вполне обычная практика, когда старшие японисты помогают как минимум советом молодым (еще раз напомню, что таких заинтересованных всего 2-3 человека с каждой группы), а практикующие переводчики так еще и работу подкидывают тем, кто только начинает.

Многие люди начинают учить японский уже в Японии, причем очень успешно, ибо это еще нужно умудриться учить как-то неправильно, когда находишься в среде. Но вот многим из них все таки не хватает академической базы со знаниями по истории, культуре, социально-политической системе, экономике и т.д. Правда далеко не все сами осознают свою потребность в таких знаниях. Хотя со стороны разница между людьми с академическим востоковедческим образованием и простыми машинистами/колесниками, бывшими хостес и женами японцев очевидна. Хотя у меня есть хорошие примеры того, как люди этих категорий тоже вполне адекватные и постоянно развиваются, правда это скорее исключения, зависящие от личностных факторов. Среда все таки не всегда определяет человека.

В общем, для многих остается спорным: нужно ли востоковедческое образование или можно обойтись языковой школой. Тут все зависит от целей. Я нисколько не жалею, что пошла учиться туда, а не юридический какой-нибудь (о чем, кстати, реально думала).
Я получила не только хорошее базовое образование, но и поддержку преподавателей по многим вопросам, съездила после второго курса на 2 недели на хоумстэй полностью за счет принимающей стороны. В свое время мой декан и научный руководитель Шнырко Александр Алексеевич с пониманием отнесся к ситуации, когда меня, активистку-отличницу, чуть не отчислили за пьянку с программистами в серверной. В ректорате меня защищали как могли, и при этом А.А. тактично не сказал ни слова по поводу того, что он вообще думает:)
В общем, я универ вспоминаю только с улыбкой. Для меня мое обучение было на 95% позитивным, не считая ГОСов и курса лекций по философии, которые у нас читал зав. кафедрой и соответственно со всем рвением драл на экзаменах. Но это уже не важно:)
А какая именно разница в языке между женами японцев или "машинистами", которые много лет живут в стране, и восточниками?
Знаешь, в языке разница может и не громадная (это все таки от каждого человека зависит), но те, кто до этого не учился на восточном, не знают многих базовых вещей, смотрят на многие вещи, открыв рот, не знают манер и как вести себя с японцами, особенностей их менталитета и стиля жизни, вообще мало понимают, куда они попали))
Т.е. мы сюда приезжаем после универа почти как домой, а остальным годами приходится собирать в голове ту информацию, которая у нас уже есть, когда мы выпускаемся.
Хм, а я наоборот вижу часто выпускников, которые смотрят на все как баран на новые ворота и не могут связать двух слов! некачественные студенты наверное.
Студенты бывают разные, да:)
Вообще на самом деле это пост был больше про то, что я с теплотой вспоминаю свое обучение, в отличие от некоторых:)
Хотя кому-то на такое образование явно не стоит тратить 5 лет, если честно. Такой уровень языка можно в японской языковой школе поднять года за полтора. Остальное в плане страноведения уже самому. Но самой мне не очень интересно:) Люблю хороших преподавателей:)
Мне кажется все обусловлено любовью к предмету и пеподавателю.
Когда я учил английский в школе, нам его преподавала ненавидимая всеми преподавательница.Язык она не любила нас тоже. Мы платили ей "взаимностью". В результате любимый мною язык в школе мной фактически не изучался. И изучать я начал его уже после армии самостоятельно.Так что все зависит от преподавателя и его способности раскрыть свой предмет ,сделать его интереснее.
Я вот как-то решила в конце обучения, уже после получения диплома написать об ощущениях, посещавших меня за все годы учёбы. Уже сейчас могу сказать, что главный позитив, самый интересный, радостный и важный опыт за всё это время связан именно с японистикой - и это ещё и самое сильное и богатое впечатление тоже. Правда в нашем случае японский - только факультатив. Именно там я встретила лучших преподавателей в своей жизни. И самых верных и понимающих друзей. И даже любовь. И вообще много хороших и интересных людей. И научилась далеко не только языку и манерам.
Всё остальное менее радужно - ну что ж ;)